Единый этнос

Опубликовано - 06.07.2021

Президент России Владимир Путин, отвечая на «Прямой линии» на вопрос об Украине, о единстве народов привел в пример мордовский народ. Глава государства отметил: «У нас есть такой народ – один из коренных народов России – мордва. Эрзя, мокша, ещё есть шокша… Все они считают себя мордвой. И говорят на языке одной группы. Но у них язык отличается больше друг от друга, чем русский и украинский. Но они дорожат своим единством. Почему? Они умные и понимают, что это дробление ни к чему хорошему не приведет. Оно ослабляет этнос». Президент в ходе беседы упомянул три этнографические группы мордвы. Но к сожалению, не все знают, что же это за представители субэтносов, которые относятся к эрзянам и мокшанам и где они проживают? Хотя ещё в XIX веке русский писатель П.И.Мельников-Печерский отмечал: «Мордва разделяется на несколько племён». Попробуем сделать небольшой экскурс в историю.

Терюхане
Одна из этнографических групп мордвы, обрусевшая мордва-эрзя. Терюхане впервые начинают упоминаться в научной литературе со второй половины XIX в. По состоянию на 1859 г. терюхане проживали в 43 селениях Терюшевской волости Нижегородской губернии (ныне Дальнеконстантиновский район Нижегородской области) – всего 25 317 чел. По сведениям 1928 г, терюхан было уже гораздо меньше и они группировались всего в 25 селениях Нижегородского уезда в трех волостях: Дальнеконстантиновской, Оранской и Борисово-Покровской. В 1957 г. в Дальнеконстантиновском районе Горьковской области работала этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР. Из отчета ученого-этнографа В. Н. Белицер видно, что как таковых терюханских селений на исследуемой территории уже не осталось, лишь жители пожилого возраста в селениях Большое и Малое Сеськино и Макраша.
Название «терюхане» — не является самоназванием, а связано с названием центра района расселения Б. Терюшево, произошедшего, по мнению ученых, от мужского имени Теряй-Теряхай-Терюш. В 1920-е годы среднее и старшее поколения терюхан, которые осознавали своё мордовское происхождение, называли себя просто мордвой. Терюхане являются самой северной группой по отношению к районам расселения не только мокши, но и эрзи.
В материальной и духовной культуре терюхане имели своеобразные черты, отличавшие их от других групп мордвы, в частности в одежде, орнаменте, календарных, свадебных и похоронных обрядах. Очень богат фольклор терюхан, особенно песенный.
До своей славяно-русской ассимиляции, терюхане представляли собой довольно компактную группу. Однако попав в крепостную зависимость вместе с русским населением (в XVIII веке Петр I отдал эти территории во владение князю Грузинскому), она начала распадаться (переселения, смешанные браки и пр.) и в конечном итоге почти полностью обрусела.
Наиболее ярким выражением самобытности терюхан был и остаётся их традиционный костюм, фрагменты которого до сих пор хранятся во многих семьях. Женский костюм терюхан слагается из рубахи туникообразного покроя, вышитой красными нитками вокруг горловины и шушпана — туникообразной распашной одежды, вышитой на рукавах от кисти до локтя. Рубаха и надеваемый на неё шушпан подпоясываются, первая — узким тканым «в доски» пояском, второй — широким вязаным или покупным поясом с длинными объемными кистями. Зимой носилась «писанная шуба» из красной овчины, также украшенная аппликацией из разного цвета выкрашенной кожи и вышивкой. Из украшений важно отметить сустуг — круглую фибулу типа эрзянской сюльгамы с подвесками из цепочек и медных жетонов с гравированным рисунком. По словам местного краеведа Дмитрия Карабельникова, костюм ещё сохранился и до сих встречаются у жителей села Б.Терюшево и деревень Макраша и малое Сескино. Также сохранились традиционные блюда. На престольные и большие церковные праздники до сих пор принято печь ватрушку с соленым творогом, также традиционное для эрзи и мокши. К сожалению, по переписи 2002 г. в России указали свою принадлежность к терюханам лишь 15 человек. К настоящему времени терюхане полностью утратили этническое самосознание и влились в русский этнос.

Шокша
Шокшинская или теньгушевская мордва – одна из этнографических групп мордвы-эрзи, в результате переселения оказавшаяся в окружении мордвы-мокши и испытавшая большое влияние с её стороны, но не утратившая эрзянского самосознания. Сама себя эта группа мордвы называет «мордвой-эрзей». Проживала в 15 населенных пунктах Теньгушевского района Мордовии — Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нараватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша и в 5 – Торбеевского района — Дракино, Кажлодка, Майский, Федоровка, Якстере Теште . Язык – шокшинский диалект эрзянского языка финно-волжской подгруппы уральской семьи. По данным, приведенным в энциклопедии «Мордовия», численность шокши составляет около 10 тыс. чел. Согласно переписям 2002 г.
Кстати, в России немало сел с названием Шокша. Они есть в Карелии, Архангельской, Ленинградской, Новгородской, Вологодской и других областях, где издревле проживали финно-угры.
Шокшане родной язык не забыли, говорят на нем и старые, и молодые. « Мы и не мокша, и не эрзя, мы – шокша» — говорят они. Если в обыденной жизни шокшане почти не отличаются от своих соседей, то в своих старинных обрядах и костюмах различия весьма заметны.
Шокшанки сумели до наших дней сохранить женские праздничные наряды. Каждый — произведение искусства и результат кропотливого долгого труда, в старину их мастерили зимними вечерами при свете лучины. Сейчас трудно найти многое из того, что нужно для шитья настоящего национального костюма мордвы-шокши.
Основой костюма была льняная ткань собственного изготовления. Платье женщины подвязывали вышитым малинового цвета поясом — «каркс». Справа к поясу подвешивается «чокт» — лента из материи, украшенной маленькими колокольчиками, металлическими монетами и раковинками каури. Поверх панара надевали женщины шубейку, похожую на жилет, но богато украшенную лентами и вышивкой. Сама шубейка — из выделанной овечьей шкуры, а ее края отделывались оторочкой из шкурки степного зверька — сурка. Оторочка так и называлась «сурок». Старинный праздничный сапог шокшанки, который шили из целой шкуры овцы, а вид гармошки придавали сложным процессом навивания веревок.
Шокша – народ трудолюбивый и творческий. Шокша села Дракино Торбеевского района известны своими «полдат» — изумительной садовой земляникой. Мастера из Дудниково Теньгушевского района знамениты своими необыкновенно красочными и яркими матрёшками. «Петухи у нас на три области поют», – говорят тут шокшане. А всё потому что этот край граничит на севере с Нижегородской областью, а на западе с Рязанской областью.

Каратаи
Каратайская мордва, — одна из этнографических групп мордвы, подвергшаяся сильному влиянию татар, исповедующая православие и говорящая на русском и татарском языках. Сами каратаи себя именуют по-разному: мукшы, мордва дип атала-быз инде, кряшен, чукынган татар дип диляр. Соседи-татары называют их мукшилар. Проживали каратаи в трех населенных пунктах: деревнях Мордовские Каратаи, Менситово (Заовражные Каратаи) и Шершалан (Малые Каратаи) Камско-Устьинского района Республики Татарстан. В настоящее время в списке населенных мест Республики Татарстан числится только деревня Мордовские Каратаи. По переписи 2002 г. численность составляет 16 человек (2002). По данным, приведенным в труде «Там, на реке Рав… (Мордва Татарстана)», в 2004 г. числилось 83 человек. Согласно переписи 2010 г. как отдельная национальность не выделена, входит в состав мордвы.
Каратаи сами точно не могут определить свою национальность. Все потому, что говорят они на татарском, самосознание свое относят к мордве. При этом являются крещеными, соблюдают православные традиции, которые все больше сближают с русскими.
В апреле в деревне Мордовский Каратай проводится фольклорный республиканский праздник «Шумбрат, Каратай!». В программу праздника входит концерт, проведение народного гулянья. Приезжают гости из Мордовии.
В настоящее время в Тетюшском муниципальном районе Республики Татарстан с 28 июня по 3 июля 2021 г. работает комплексная фольклорно-этнографическая и лингвистическая экспедиция в составе пяти исследователей из Мордовии. В группу входят ученые НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.
Экспедиция проводится по приглашению Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан в рамках Года родных языков и народного единства, объявленного Указом Президента Республики Татарстан Р. Н. Миннихановым. Маршрут экспедиции охватывает с. Урюм (Урюмское сельское поселение); с. Кильдюшево (Кильдюшевское сельское поселение); с. Киртели и с. Кадышево (Киртелинское сельское поселение); с. Бессоново (Бессоновское сельское поселение).
Целью экспедиции является выявление и сбор образцов традиционного мордовского фольклора, запись сведений о бытовании обрядов и праздников, сохранение и актуализация народного творчества мордвы, проживающей на территории Республики Татарстан.

Светлана Пивкина

Фото: Д. Карабельникова, Н. Новгород


Вайгель эфир по будням: с 13.00 до 13.30 – на эрзянском языке, с 13.30 до 14.00 – на мокшанском языке

Current track

Title

Artist