Записки практикантов: как будущие филологи мордовского университета изучали диалекты в Адашеве
Опубликовано Вайгель - 26.07.2024
Июль – самый жаркий месяц для всех студентов. Нет, не из-за того, что термометры показывают больше 30 градусов. Дело в том, что это время, когда можно применить теоретические знания в реальных условиях. У студентов филологического факультета МГУ им. Н.П. Огарёва практика проходит насыщенно и запоминающе. Одни отправляются в экспедицию для сбора фольклорного материала, а их коллеги постарше изучают диалекты мордовских и русских языков в сёлах республики.
Так, часть студентов 2 курса направления «Педагогическое образование» вместе с руководителем Н.Ф. Кабаевой отправились в мокшанское село Адашево Кадошкинсого района.
Там, на Иссе
Адашево — один из старинных населенных пунктов этого района. Легенды свидетельствуют, что название селу дано от имен нарицательных. Правда, сами жители не определились, какому отдать предпочтение: то ли языческому предку Адажу, то ли царскому (Ивана IV Васильевича Грозного) окольничему Алексею Адашеву. Согласно последней переписи населения 2021 года, в селе проживает 508 человек. Почти все жители разговаривают на мокшанском языке. Говор по-своему уникален. В нём сохранились особенности финно-угорского языка-основы. Адашево — родина Героя Советского Союза Г.Л. Евишева, матери-героини Р.А. Янгайкиной, учёных В.А. Писачкина, Ж.А. Конаковой и Ю.А. Мишанина, ветерана труда и известного преподавателя русского языка и литературы В.И. Чадиной, писателя В.И. Мишаниной и др.
Чемоданы сокровищ
В рамках диалектологической практики студентам необходимо было много общаться с местными жителями, занося записи в свои полевые тетради. Иногда молодые вызывали такое доверие, что местные жители открывали настоящие чемоданы сокровищ. До сегодняшнего дня у адашевцев в самом лучшем месте дома хранятся национальные костюмы, которые создавались руками их мам и бабушек. Здесь и рубашка, и фартуки, нагрудные украшения — бисерная пелерина. Каждая часть костюма аккуратно сложена и завернута в платок.
Полностью костюм надевают по праздникам, но одной из студенток всё-таки удалось примерить его, сопровождалось всё это исполнением частушек. Чтобы вы почувствовали эту атмосферу, переведём вам одну:
«Мой милёнок на горе
Капустку поливает,
Как посмотрю на него,
Сердце замирает».
Фото на память
в костюме
Хозяйка бережно сложила драгоценный для нее костюм со словами: «Может, внучке передам». Порой в этот чемодан у мокшанской девушки помещалась вся жизнь. Она собирала себе приданое на протяжении долгих лет.
Приход полусотни святынь
Помимо общения с носителями мокшанского языка, студентам предстояло знакомство с местными достопримечательностями, главной из которых является Свято-Троицкий храм — «приход полусотни святынь».
Настоятель храма благочинный Кадошкинского района протоиерей Павел Назин провел для студентов экскурсию, рассказал о богатой истории прихода, о его возрождении и современности.
Троицкая церковь была возведена в 1864 году. Одноглавая, с четырехъярусной колокольней, увенчанной большим куполом.
В начале 30-х годов ХХ века, во время повсеместного закрытия храмов, верующие долго боролись за сохранение этой церкви (в приход, кроме Адашева, входили д. Потьма и д. Нагорные Полянки), просто не подпуская безбожников к храму.
Только в 1941 году, когда большинство защитников ушло на войну, местные власти смогли закрыть храм, а освободившееся пространство превратили в зернохранилище. Тем самым было предотвращено планируемое кощунство – размещение в святых стенах атеистического клуба.
Уже в 1946 году благодаря настойчивым ходатайствам приходских активистов храм был вновь открыт. Почти невероятно, но из подвалов райкома партии и запасников районного музея были извлечены сохранившиеся храмовые иконы, церковная утварь и облачения священнослужителей (как из Адашевской церкви, так и из других церквей Инсарского района), которые бережно сохраняются по сей день.
В 1980 годы Троицкая церковь была признана памятником архитектуры республиканского значения. После образования Саранской епархии она была полностью отреставрирована. Сейчас она — украшение села Адашево.
«Прекрасный храм с великим собранием старинных чтимых и намоленных святынь, ухоженная территория, развивающийся приход. Видно, что немало сил вложил сюда отец Павел, матушка Елена и местные жители. Спасибо за возможность узнать историю этой удивительной церкви и за возможность молитвенно соприкоснуться с уникальными святынями», — поделились впечатлениями студенты.
Кстати, в данный момент отец Павел Назин работает над книгой об истории Свято-Троицкого храма. Значит, ещё много нового и интересного мы можем узнать об этом намоленном месте.
Герои, здесь!
В центре села расположилась школа имени Героя Советского Союза Г.Л. Евишева. Григорий Лукьянович родился и вырос в Адашеве. Трудился в колхозе. В годы Великой Отечественной войны в рядах действующей армии оказался в июне 1941 года. Сражался на Северо-Западном, Воронежском, 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах, был дважды ранен. Высокой награды он был удостоен за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные отвагу и геройство.
Но это не единственный герой в селе. Накануне празднования 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялось торжественное мероприятие, посвящённое открытию мемориальной доски и «Парты Героя» в честь выпускника Адашевской школы Кулакова Николая Петровича, погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины и удостоенного ордена Мужества (посмертно).
Завершение практики
«Практика в селе Адашево прошла ярко, нам удалось узнать что-то новое, действительно собрать нужный и важный для нас материал, который в будущем ляжет в основу исследований, чтобы сохранять и развивать национальные языки. Сохранить их самобытность, красоту и яркость», — поделились студенты.
Материала набрано и, правда, много. Сначала студенты его опишут, систематизируют и сдадут в виде отчёта. Но, главное, они поняли, что, в первую очередь, ты нужен там, где родился. Кто знает, может быть, в будущем какое-нибудь мордовское село пополнится новыми жителями и молодыми педагогами.