Мордовская богиня Анге-патяй и её «коллеги» …
Опубликовано Вайгель - 15.11.2021
Как известно, древняя мордва покланялась своим языческим богам и делила их на земных и небесных, низших и высших. Отличительная черта мордовского пантеона – доминирование божеств женского пола.
Главенство у богини Анге—патяй. Она – источник жизни, покровительница чадородия женщин, размножения домашнего скота и хлебных посевов. Женщинам помогает в родах, детей оберегает вместе с добрыми духами-хранителями, которых сама высекла из огнива.
Совсем не праздная жизнь у Анге—патяй, она – многодетная мать восьмерых детей: четырёх богов и богинь. И несмотря на свой «божественный статус», не может оставаться без дела ни минуты. В её небесном доме находятся души ещё не родившихся людей, зародыши домашних животных, семена растений. За всем требуется неусыпный контроль. Поэтому, когда во время разговора вдруг наступает длительная пауза, мордва вопрошает: «Анге—патяй прилегла отдохнуть?».
В книге «Очерки мордвы» русского писателя П.И. Мельникова-Печерского представлено более тридцати молитвенных текстов. Они записаны в то время, когда в честь Анге—патяй мордва еще проводила праздники и молены. В жертву ей приносили белых овец, кур, свиней.
«Анге—патяй—паз, почаще сходи из своего золотого небесного дома утешать внучков и деток. Дай матерям много молока выкормить внучков. Дай много детей, да чтоб выросли большими и были здоровы!».
Имя верховной богини эрзян Анге—патяй созвучно с именем героини легенды Анке—потяй, существующей у жителей мордовского села Шелехметь, расположенного на юге Самарской области. Легенда гласит: «В давние времена, на горе Ош—Пандо—Нерь жила мордовская царица по прозвищу Шелех, по имени Анка. Сначала к ней обращались «Анка—потяй»». Эта богиня главная героиня местных легенд, которая в краеведческой литературе именуется легендарной мордовской царицей Анной Патерь».
Эрзяне с. Напольная Тавла Кочкуровского района Мордовии вспоминают имя Анге-Патяй когда идут за ягодами и грибами. Дойдя до леса, они кидают вверх лукошки, приговаривая: «Анге-Патяй, помоги!»
Образ богини Анге-патяй запечатлён в устно-поэтическом творчестве мордвы, вошел в ряд литературных произведений. Наблюдая обычаи мордовской народности, в XX веке составлявшей значительный процент населения Пензенской губернии, И. С. Горюшкин-Сорокопудов написал картину «Рождественское моление у языческой мордвы к богине Анге—Патай».
Коллеги–богини с аналогичным функционалом есть и у других финно-угорских народов. Так, в хантыйской мифологии Ангки Пугос является богиней-Матерью восточных хантов, а у северных групп хантов и манси богиня с аналогичными должностными обязанностями носит имя Калтащ Ангки.
Ханты Ваха считали, что жизненную силу (ильт, лиль) новорождённый получает от Ангки-Пугас. Богиня могла «изготовить» душу качнув семь раз семь колыбелей на золотой крыше своего жилища. Если колыбель опрокидывалась, «появлялась душа – ильт, которая будет жить долго». Судьбу новорождённого она предсказывала в тот момент, когда его впервые выносили на солнце.
Богиня Калтащ-Ангки – одна из великих богинь северных хантов, выступает как божественное олицетворение Матери—Земли в священном облике лебедя. Её главная функция – покровительство беременным женщинам. Она незримо присутствует при первом вдохе каждого появившегося ребёнка. Земные женщины вынашивают плоть ребёнка, а женщина Калтащ даёт ему душу и отмеряет срок жизни.
Очевидно, что финно-угорские богини Калтащ— Ангки, Ангки –Пугос – «сослуживицы» мордовки Анге—патяй.
Ольга ШАБАНОВА