Мордовская песня. История моего народа в звуках и нотах

Опубликовано - 17.11.2021

Впервые я услышала мордовские песни в детстве, у бабушки, на празднике села. Потом я стала прислушиваться к ним, когда они звучали по национальным радио, телевидению, в театральных постановках. Сама их не пела. Была погружена в контекст русской песенной культуры. И только повзрослев, прикоснувшись к мордовскому фольклору, начала петь мордовские песни на сцене.

Самую первую разучила вместе с замечательным музыкантом, участником широко известной за пределами нашей республики группы «TOORAMA» Геннадием Васильевичем Дулкиным. Он показал и рассказал мне о мордовских народных инструментах, подарил калюку (флейту), рассказал про тораму — древний военный и пастуший сигнальный инструмент.

История этого инструмента и самобытного коллектива вдохновили меня на более детальное изучение истоков музыкальной культуры мордвы. И я открыла для себя уникальный, огромный, богатый тембрами мир мордовского многоголосия! Узнала об этномузыкологии, музыкальной этнографии, об энтузиастах фольклорного дела в Республике. Заново открылся для меня русский фольклор, появился интерес к изучению фольклористики.

Я стала исполнять мордовский фольклор!

Полностью погрузившись в вокальную музыку мордвы, традиционное народное обрядовое творчество, поэтическое слово – защитила дипломную работу в Российской Академии музыки имени Гнесиных.

В процессе работы над дипломом, узнала о существовании песен-мифов; молебных песен (пазморот, озномат) общественных и семейных молений. Пазморот (от эрз. паз – бог, морот – песни), шкайморот (мокш. шкай – бог) – древнейшие божественные и молебные песни. До нас практически не дошли записи их текстов, не говоря даже о мелодиях. Чем-то эти песни похожи на русские заклинательные песни.

В своей основе мордовская песенная традиция многоголосна. Одиночно интонируются похоронные плачи; свадебные плачи невесты, её подруг и родственниц; рекрутские плачи; свадебные песни свахи; колыбельные; детские игровые песни. Особая черта многоголосия моего народа в том, что многоголосное изложение песни, подходит как для ансамблевого, так и для сольного исполнительства. Если певец готовит материал сольно, то «почувствовав» палитру звуков, имеет возможность включить в свою партию музыкальный материал других голосов.

В учебный процесс входило изучение вокального и актерского мастерства. Я осваивала разные типы вокальных манер: и напряженное скандирование песен-закликаний дождя (древние ритуальные обращения к мифологическим божествам), свадебные плачи невесты и свахи, неторопливое сказывание баллад, плотное звуковедение масленичных песен — диалогов с птицами. И каждый раз восхищалась культурой родного края, богатством созвучий и тембров, её музыкальными красками, которыми, словно художники, пользовались и творили певцы и музыканты прошлых веков.

Мне очень хочется, чтобы мордовские песни продолжали звучать, их пели молодежь и дети, петь, а музыка мордвы, национальных композиторов звучала на

больших сценах! Ведь всё это – история моего народа, только в звуках и нотах.

 

Анастасия Аверкина


Вайгель эфир по будням: с 7.00 до 7.30 – на эрзянском языке, с 7.30 до 8.00 – на мокшанском языке

Current track

Title

Artist