История семьи — история России
Опубликовано Вайгель - 19.04.2024
Марина Пономарёва (Филиппова) родилась и живёт в Красноярске. Здесь родились и её дети, растут внуки. Но вся семья знает, что их корни из мордовского края, предки – выходцы из села Пермиси Большеберезниковского района. Марина пусть и не была на своей исторической родине, но знает, пожалуй, намного больше других об истоках этого старинного села, о генеологии обитавших тут семей. А началось всё с Метрической книги, в которой она обнаружила сведения о пермисцах.
-Марина, Метрическая книга – в наше время памятник истории, однако чтобы понять её содержимое, нужно запастись немалым терпением. Расшифровка стародавних документов – дело непростое.
— Без ложной скромности скажу, что труд был титанический. Как известно, эти документы оформлялись скорописью, это прописные и строчные буквы в скором написании. Если в XVI веке писали печатными буквами, то в XVII отчетность возросла. Канцелярии работали неустанно, собирая сведения. Документов стало много, писали быстро, поэтому не всякий почерк разберешь.
Удивительно, как много сведений о жизни наших предков хранится в наших архивах, и как мало мы знаем об этом. Два учебника по истории СССР (России) в школе и один в институте — разве вместят они всю 1000-летнюю историю страны, тем более, историю отдельных поселений, тем более, события жизни отдельных людей. Протоколировалось всё — выплаты податей, разрешения на переезд в другую местность, покупка — продажа земли, бани, мельницы, тяжбы с соседями, выезд на сезонные заработки. И всё это хранится в российских архивах. Была описана и обсчитана вся страна со времен Ивана Грозного, а, может, и ранее.
В советское время все эти сведения подлежали пересмотру — кому нужно это выцветшее старьё — и даже пытались уничтожить, кое-что переписывали, считая, что истлевшие страницы восстановлению не подлежат.
Кто же мог предположить, что технический прогресс шагнёт настолько далеко, сканеры, излучатели, различные химические средства для стабилизации процесса разрушения, интернет, компьютеры — и архивные документы «поплыли» в мир. Благодаря, например, виртуальным читальным залам не выходя из дома, можно ознакомиться с историей страны в подлинниках, найти документы на своих ближних, дальних родных, составить семейную историю.
— Несомненно, это непростое занятие, очень увлекательное.
— Те, кто попробовал свои силы в данных исследованиях, втягиваются навсегда. Это невыдуманный исторический детектив, который может расследовать каждый человек, было бы желание и время. Изучая документы, начинаешь видеть жизнь людей прошлого не в войнах и подвигах, а в обычных бытовых делах, начинаешь понимать, что никакие это не древние примитивные люди, а вполне обычные, ничем не отличающиеся от нас, но живущие в более трудных бытовых условиях. Но, для того, чтобы суметь прочитать старинные и старые документы, надо привыкнуть к другому написанию букв, изучить алфавит того времени, понять основные принципы старинной грамматики. И откроется новый мир, мир старины и древности.
— Марина, Вы изучаете свою родословную и историю малой родины своих предков. Что двигает Вами, ведь Ваши родители, и Вы сами родились далеко от Мордовии?
— С детства не давали покоя рассказы бабушки Прасковьи Петровны о своей дальней родине, о своём детстве. Её воспоминания о природе, поверьях, приметах, традициях — как-то легко представлялись и запоминались. Во взрослом же состоянии захотелось освежить память и узнать больше и подробнее, но уже из интернета — благо, это сейчас очень просто — зашёл, нашёл, посмотрел, пообщался. Потом захотелось большего — вдруг, найду дальних родственников, оставшихся в родном селе бабушки и дедушки, а у них кладезь фотографий, и рассказов, и подробностей! Но это уже осуществить было труднее. Соцсети, однофамильцы — слышали — не слышали, знакомы — не знакомы… Оказалось, мало помню, надо больше подробностей. Начались расспросы мамы, тётей – дядей. Но и этого мало, время упущено, их память тоже даёт сбои. Бабушки уже не было, её повествования складывала как мозаику – «была младшей в семье, старше меня несколько братьев», «заезжает очередная банда в село, отец дубовые ворота на засов, братья забираются на крышу дома и следят за проезжающими по улице», «у матери коса была с руку толщиной, косу продали, корову купили», «белые придут, грабят, красные придут — грабят, бедному крестьянину податься некуда» — это был 1919 г. Далее – «была поводырем у слепой бабушки», «что такое спать в коридоре на сундуке — запомнилось на всю жизнь», «потом забрал к себе один из братьев, Матвей, у него уже жила хорошо, в достатке», «родители умерли, тогда многие умирали». Так по крохам и собирается история семьи, села, страны в целом.
На фотографии: прадед Марины Пономарёвой (Филипповой) Овтин (Илькаев) Прокопий Артемьевич (слева)
— Как Ваша семья попала в Красноярск?
— Бабушка и дедушка с другими односельчанами ещё до войны переехали в Подольск, работали на заводе. Началась война и завод эвакуировали в Сибирь. Было дано распоряжение — сбор в четыре часа утра, взять самое необходимое. От Москвы отъезжали два месяца: поезд бомбили, паровозы заменяли, и не раз, пропускали составы на фронт. В это время отсиживались в лесах по бокам от железнодорожного полотна. Во время остановок продавали вещи, меняли на еду. В теплушках стояли небольшие печи, была осень, там и стирали, там и готовили. Выехали из Москвы в августе, на место прибыли в ноябре, уже лежал снег. После войны так и остались в Красноярске, как и многие другие мордовские семьи. Часто смотрю на единственное бабушкино фото. Уставшее лицо, жизнь не жалела: три войны, три революции, три раза восстанавливали страну — это поколение работало бесконечно, их руками была восстановлена страна практически из пепла.
— Исследовательская работа всегда открывает что-то новое, необычное, были ли неожиданности в вашем путешествии по времени?
— Да, конечно. Например, возникал вопрос с двойными фамилиями. Странный факт, когда раздавали фамилии, бабушке дали фамилию Майорова, братьям Славкины. Выходит советская власть меняла людям фамилии? Мы так и считали бабушку Майоровой, пока не появилась возможность сделать запрос в ЗАГС. Обнаружилось, что бабушка, конечно же, Славкина, что замуж она вышла за Илькаева Никифора, а через год они уже стали Овтины — та фамилия, под которой потом и доживали жизнь. Было много догадок, предположений, рассуждений. Написала в Саранский архив, и мне помогли разобраться, восстановив кучу документов на братьев и сестер деда-бабы, их родителей. Архивисты терпеливо отвечали на все вопросы, рассказывали нюансы подобных ситуаций, просвещали, наставляли. Выяснилось — в мордовских семьях существовало до 4-х равноправных фамилий, и в архивах это знают. Поэтому, для восстановления объективной картины, необходимо собрать сведения о всех возможных родственниках: рождение, бракосочетание, смерть. Так же я узнала, что в каждой мордовской семье есть своя мистическая история — ну в нашей, точно, есть!
На фотографиях: бабушка Марины Пономарёвой (Филипповой) Овтина (Славкина) Прасковья Петровна и дедушка Овтин (Илькаев) Никифор Прокопьевич
— Выходит архивисты – надёжные проводники в прошлое?
— Да, и огромная благодарность им за это, особенно сотрудниками Мордовского архива. Саранский архив хранит документы с 1895 года, более ранние — в других соседних регионах. Кроме того, сейчас есть сайты, где можно найти всевозможные сведения по Мордовии. Остается лишь набраться терпения, и вперёд — к новым исследованиям!
СВЕТЛАНА ПИВКИНА.
Наша справка: Метрическая книга (устар.) — реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века (православные метрические книги — не ранее 1722 года) по 1918 год.