Мордовиянь национальной радиось Мордовиянь национальнай радиось

Саранск:0°

вечером: 0° завтра: 0°



Игрушка из Тавлы

Село Подлесная Тавла Кочкуровского района ничем особым не отличается от других. Как и многие эрзянские села, оно раскинулось у подножия большого леса и теперь уже обмелевшей речки Тавлы.  На свободных деревенских улицах расположились дома, далеко не европейского типа.  Подлесная Тавла так бы и осталась мало кому известной, если бы, теперь уже в прошлом веке,  не открылась здесь уникальная школа. Двадцать пять лет тому назад на окраине села в маленьком саманном доме с двумя комнатами и печкой «голландкой» велись разговоры о резных игрушках, о деревянных скульптурах, которые так ловко могли мастерить в «века минувшие». 

 У истоков создания  школы резчиков по дереву стоял талантливый  мастер и педагог Николай Мастин, ныне заслуженный работник культуры РМ. Простые, на первый взгляд даже грубоватые работы его первых учеников до сих пор можно увидеть за витринным стеклом местного музея. Но высокий творческий потенциал мастера сделал свое дело.

 В настоящее время «Подлеснотавлинская экспериментальная детская художественная школа» для многих знатоков и ценителей декоративно-прикладного творчества является синонимом резьбы по дереву. Сама Европа не раз видела  мордовскую резьбу. Работы мастеров не раз экспонировались на зарубежных выставках.  Тавлинской игрушкой восхищались в Венгрии, Чехии, США, Эстонии, Финляндии. Многочисленные награды и дипломы говорят сами за себя.

 Почти с дня основания школы работает здесь Лидия Ивановна Гаушева, руководитель творческой мастерской по керамике. С ней связано зарождение и развитие художественной керамической скульптуры.  «Впервые приехала я в Тавлу с подругой.  Про школу резчиков услышала, когда  еще училась в Ичалковском педучилище,- вспоминает Лидия Ивановна,- уж очень мне хотелось посмотреть на умельцев, да и самой попробовать что-то сделать. Мне все тогда здесь показалось сказочным, пахнуло стариной, какая то  необъяснимая сила тянула меня сюда вновь и вновь». Как раз у Мастина оказалась свободной вакансия и он предложил двум девушкам вытянуть спички, кому попадется сломанная, тому и место. Только вот подруга  сразу отказалась, так что Лидии достались обе спички и свободное место педагога. Вот тогда-то стала она разрабатывать пластику, стиль, роспись тавлинской керамической игрушки. Но вначале были утомительные поиски нужной глины. «Я перепробовала всю глину в окрестностях села,- рассказывает мастер,- Прошла все овраги. Принесенная мной глина отличалась друг от друга и цветом, и качеством, и пластичностью. Но подходящей, которая бы шла для лепки не было». Все же старания увенчались успехом. Кто-то из местных старожилов подсказал, что раньше посуду делали из той глины, что на речке Тавле. До сих пор старинные «чакши», где варили брагу, стоят в школьном музее. Отличаются они, несмотря на вековой возраст удивительной прочностью. Вот эта глина и стала материалом для тавлинской керамической игрушки.

-Причем глину эту не надо ни с чем смешивать. Лишь убираются мелкие камушки да коренья растений,- поясняет Лидия Ивановна,- при лепке даже воду не надо добавлять, влаги уже в ней достаточно.

Даже профессиональные керамисты отмечают высокое качество красной тавлинской глины. А местные мастера керамики в поисках белой.

-Говорят такая есть в Ардатовском районе, в селе Урусово, - улыбается женщина,- давно мечтаю поработать с белой глиной. Хочется попробовать какая она в деле.

  Путь к  изготовлению  керамических игрушек был не прост. Пришлось много раз начинать заново, - вспоминает теперь уже с улыбкой Лидия Ивановна,- приходила домой, тогда жила я на квартире у местной старушки, садилась и плакала. Сердобольная хозяйка все говорила: «Да брось ты все, чего мучаешься. Иди лучше на завод работать. Там деньги платят хорошие»  Не бросила и все получилось.

 Как же рождается керамическая игрушка?   «После лепки,- раскрывает нам секрет Лидия Ивановна,- готовые поделки ставят на полку и укрывают пакетами. По мере высыхания пакеты слегка приподнимаются. Так медленно снизу вверх просушиваются  поделки. Для объемной композиции потребуется примерно две недели. За это время она высыхает». Затем идет обжиг в специальной печке при температуре 700-800 градусов. Тут важно не передержать. Остывать оставляют здесь же, в печке, достают обычно на второй день. После этого наносится  эмульсионка, и друг за другом идут несколько слоев  красок. Краска, а затем и лак наносятся строго по местам, где ляжет орнамент.  

-Мечтаю отлить игрушку в бронзе,- признается Лидия Гаушева,- это будет как бы образец, его удобнее возить на выставки, он будет более прочный.

 В классе у мастера одни   девочки. Им легче справляться с пластичной и мягкой глиной, чем с деревом.

Топор, резец – это мужское дело. Начинают новички с самого простого со знакомства с техникой безопасности, а затем уже и топор в руки. Впрочем, вряд ли деревенским пацанам он окажется в диковинку. Кстати за последнее время, липовый чурбан приходится тащить из дома. Материал приходится готовить заранее. Заготовки из липы нужно сушить под крышей три года, только тогда выйдет качественная скульптура, которая не треснет. Иначе трещина испортит весь труд. Липа самая мягкая и податливая порода. Поэтому детям работать с ней не трудно. 

 Первая игрушка- лошадка с пышным хвостом из   лыка.

-Почему лошадь? Да потому что она была культовым животным,- поясняет Гаушева.- Затем пробуют делать солонки, простые музыкальные инструменты. А вот изготовление сложных музыкальных инструментов - это удел мастеров, за плечами которого не один год творчества. Результатом многолетних изысканий Александра Гаушева явились реконструкции народных смычковых инструментов «кайга», «гарьзе». А за сделанную им уникальную скрипку иностранные гости предлагали суммы немалые, но она до сих пор в Тавле.

Взяв за основу приемы изготовления народной резной игрушки мастера-резчики создали самобытный «тавлинский» стиль художественной обработки дерева. Для этой резьбы характерно создание объемных композиций и движущихся игрушек из неокрашенного дерева. Деревянную скульптуру и игрушку отличает условность формы, выразительность образов. В Тавлинской школе используют архаичные формы, пластику и национальный орнамент.    

- Надо сказать, здесь дают не только практические навыки,- отмечает преподаватель Лидия Гущина,- не последнее место отведено знакомству с  традициями.  Узор, который наносится на одежду глиняной мордовки или на предмет быта это не просто полоски и треугольнички. Важно, чтобы ребенок знал, что они несут смысл,  рассказывают историю древнего народа.

 К сожалению, детей, которые бы учились в этой замечательной школе из года в год  остается все меньше. Село пустеет.   Многие из выпускников учатся дальше на отделении декоративно-прикладного искусства ФНК МГУ им. Огарева. Востребована ли профессия резчика?

-Хоть и многие из ребят продолжают учиться дальше, но где можно найти работу? - пожимает плечами Лидия Сергеевна.- Хотелось бы, чтобы наша профессия была более востребованной. Думаем, что многое изменится, когда в Подлесной Тавле будет создан музей под открытым небом. Это будет настоящим подарком от нашего правительства.

                       Ольга Ефимова

 

Тов

Другие статьи

Где бы поработать?

Сотни выпускников и школьников из года в год задумываются о своей будущей профессии. А с развитием интернета одновременно и сложнее и проще стало следить за популярностью профессий. Благодаря ему можно легко определить востребованность ...

IFUSCO-сь нинге весть кочказень марс финно-угратнень

IFUSCO – тяфта лемоц народъётконь конференциять, кона аноклави и ётафтови финно-угратнени. Тядде сон 35-цесь. Колмогемонь ветексть ни кочкавихть марса од ломаттне масторлангонь эрь кодама уженяста и масторлангонь эрь кодама уженяс. Ётай ...