Мордовиянь национальной радиось Мордовиянь национальнай радиось

Саранск:0°

вечером: -1° завтра: 10°



Ине чи,Оцю ши

 Пасха — один из главных христианских праздников и один из почитаемых праздников у мордвы. По-эрзянски Пасха называется ине чи, по-мокшански — оцю ши (великий день). В этот день у мордвы издревле поминали умерших предков. У них просили содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, молили беречь людей от болезней и всякого зла. Для этого ходили всей семьей на кладбище. Затем приглашали умерших родичей домой поесть и «помыться» в бане, которую топили специально для них — покштень-бабань баня. В субботу перед Пасхой в одном из родственных домов готовили атянь пуре (пиво предков). Накрывали два стола: в красном углу для Пасхи и прадедов, другой в противоположном углу — для прабабушек. Зажигали атянь штатол (свечу предков). Рядом помещали атянь шапку (шапку предков), в которую клали в дар покойным деньги и яйца. После моления обходили все родственные дома. Молодушки в каждом из них повязывали в дар покойным белые платочки на ритуальную свечу штатол. После окончания поминовения, перед закатом солнца выходили за околицу «провожать» предков. Вслед им стреляли из ружей, чтобы очистить их «путь» от чертей. В некоторых местах мужчины на Пасху собирались по родам и варили сообща пасхальное пиво (ине чинь пуре). На место празднования они приезжали обязательно на лошадях. Пили пиво, обливали им лошадей, чтобы те были здоровыми и хорошо работали во время пахоты. Известно, что мордва устраивала обряд «встречи» и «проводов» Пасхи. В ее роли выступала нарядно одетая девушка, которая появлялась с восточного края деревни. Её встречали с ведром пуре, кланялись, называли посланницей Нишке паза. Всю пасхальную неделю девушка и ее подружки обходили все дома и желали хозяевам здоровья, благополучия, большого урожая: «Дай вам бог здоровья, да уродится хлеб». «Провожали» Пасху всем селом. Она «уходила» на запад, то есть в противоположную сторону от своего появления. К этому событию варили много пива, которое распивали прямо на улице. При этом подбрасывали в воздух молодых парней. И сейчас в мордовских селениях продолжают праздновать Пасху. Красят яйца, которые раздают детям и взрослым. Ходят на кладбище, поминать умерших предков. Крестные и крестники обмениваются подарками.  

С.Б. Подгорнова, научный сотрудник отдела этнографии

Тов

Другие новости

Чокшне библиотекасо

  А.С.Пушкин лемсэ национальной библиотекась терди весень, кинь ули мелезэ «Эковесна в Пушкинке» покшчис, кона юты «Библионочь-2017» Весероссиянь акциянь ...

Тиринь кельсэ!

Юрий Шохин, Саранск ошонь прявтонь полавтыцясь промкссо пачтясь: «Минь ванкшнынек ошонь кафетнень ды ресторантнэнь менюст ды сынек ве мельс: весе сынь сёрмадозь  рузонь кельсэ. Минь ...