Мордовиянь национальной радиось Мордовиянь национальнай радиось

Саранск:13°

вечером: 12° завтра: 23°



Курок Раськень озкс

 

Для современной эрзи стал традиционным Раськень Озкс (Всеэрзянское собрание-моление), проходящий один раз в три года в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия. Годом возрождения Раськень Озкса явился 1999,  получив статус национально-фольклорного праздника республиканского значения Указом Главы республики Мордовия от 17 июня 2004 года. Аутентичность этого праздника подтверждается архивными материалами, опубликованными в 1940 году в издании «Документы и материалы по истории Мордовской АССР»: «1629 г.  сентября 25 – ранее октября 20. Отписка алатырского воеводы о розыске про съезд мордвы и черемис (мари) в Алаторском уезде, в д. Чукалеях, с приложением допросных речей. <…> Дер. Игнатовы мордвин Андрюшка Игнатов сказал по своей вере по шерти за себя и за своих товарищей, за всю деревню: в прошлом в 13 году, после великодня на семик, был де он в деревне в Новых Чукалеях у мордвина у Соваика Мечасова, и в тот де день была деревни Старых и Новых Чукал у мордвы мольба над их родители, по вере осыпали землею – маар; а были на той мольбе Арзамасская и Нижегородская мордва с женами и с детьми, а кто именем был мордва, того он не ведает. А была де такая мольба тому де лет с пятьдесят и больше; а никакого воровского умышленья у них не бывало, и лошадей не секли, а русских людей не припущали, что по государеве грамоте заказ нам был, что русским людем у нас, у мордвы, нашего молебного питья не пить и ествы не есть; а русские всякие люди тут приезжали и смотрили, как они по своей вере землею Мары осыпали, а по них из луков и из пищалей не стреляли, а были де они на той мольбе без луков и без пищалей, только были с женами и с детьми. Да в прошлом де в 137 году, после великодня на другой недели в четверг, была такова ж мольба в  Алаторском уезде у мордвы деревни Ордатовы, да деревни Кечушевы, да деревни Урусовы, да деревни Тетингеевы» [45; с. 280].

Раськень Озкс – древний эрзянский обряд, посвященный обсуждению и решению важнейших национальных вопросов. Эта его функция в условиях ХХI  столетия продолжает оставаться актуальной. Эрзяне собираются, чтобы решить проблемы сохранения эрзянского языка, культуры, установить качественный диалог с правительством Республики Мордовия и нацелить его на адекватную реакцию на требования эрзян.

Порядок проведения Раськень Озкс сегодня следующий: сначала Атянь эзем выбирает Инязора. В это время люди собираются вокруг  Маара (холма), на котором установлен Раськень Штатол  (священная свеча). В определенное время раздается звук торамы – трубы Тюшти, легендарного эрзянского инязора (князя). Зов торамы символизирует призыв к объединению эрзян. На вершину маара поднимается Озксава (жрица) со свечой, маленькой копией Раськень Штатола, в руках. Вслед за ней идут уважаемые эрзяне, среди которых Инязор, представители Атянь эзем (Совета старейшин) и тот, кому доверено зажечь священную свечу. После обращения за благословлением к Инешкипазу избранный зажигает Раськень Штатол, который символизирует соединение мира предков и мира богов через мир людей, превращаясь таким образом в некую связующую ось. Через некоторое время появляется пахарь, ведущий лошадь. По знаку Озксавы он сохой очерчивает след вокруг  маара. Обозначенный круг есть символическая граница между покоящимися в земле и живыми. Каждый из пришедших на Раськень Озкс высыпает горсть земли к подножию маара. Взявшись за руки, люди образуют огромную многослойную неразрывную цепь, так называемый Живой Маар. После этого начинается заседание Атянь эзем (Совета старейшин), возглавляемого Инязором. Закончив работу, Атянь эзем объявляет начало праздничной программы – конкурс на лучший национальный костюм, спортивные состязания, концерт – и приглашает на ритуальный обед.

Заметим, что современный Раськень Озкс допускает вольности, невозможные в древности. Так, сегодня возможно присутствие на всеэрзянском собрании и не эрзян. С каждым разом все более многонациональным становится Раськень Озкс: в качестве наблюдателей находим русских, марийцев, мокшан, татар, финнов, венгров, американцев, армян.

 

Тов

Другие новости

Варчизь виест библиотекарень тевсэ

А.С. Пушкин лемсэ библиотекасо ютась кенярксов промкс.  «Час самоуправления» - истя сон лемдязель. Тедеде 119 иеть тешксты те культурань ды ловнома таркань кужось. А пек кувака ...