Мордовиянь национальной радиось Мордовиянь национальнай радиось

Саранск:-7°

вечером: -7° завтра: 0°



Золотых дел мастерицы

 

 Общеизвестно, что творческие способности мордвы получили яркое воплощение в резьбе по дереву, вышивке, шитье бисером. Однако мало кто знает, что развито было у мокшан и эрзян и ювелирное дело.  Произведения ювелирного искусства мордвы известны нам по памятникам I-XV веков. Украшения выполнялись из золота, серебра, меди,  но чаще  из  сплавов. Мордовские ювелиры владели различными техническими приемами. Наиболее древним видом обработки металла было литье. В этой технике исполнялись ажурные перстни и застежки с круглым щитком, с лапчатыми подвесками и с выступающими стилизованными конскими головами, различные привески, поясные бляшки. Одним из наиболее распространенных приемов была ковка. Она применялась при изготовлении более крупных предметов: браслетов,  гривн, пряжек. Чеканкой ювелиры пользовались в основном в ее простых формах. Это был узор в виде маленьких кружочков,  идущий по краю подвесок, нагрудных блях и застежек. Еще один технический прием – штамповку - применяли в основном для изготовления поясных бляшек.

 

 

 -Разновидностью ювелирного искусства было  производство медной и железной проволоки, выполнявшейся техникой ковки, а позднее волочения, - открывает нам секреты мордовского ювелирного дела Людмила Левина, преподаватель факультета национальных культур, посвятившая этой теме научную работу -  Из проволоки делали иголки, рыболовные крючки, кольца для кольчужниц, а также височные кольца и цепочки. Кроме того, из бронзовой проволоки изготовляли браслеты и  шейные гривны. Мелкие детали, будь то  украшения для конской сбруи или для пояса,  штамповали. Ювелирные изделия орнаментировались эмалью, инкрустировались золотом, украшались зернью.

 Наборы украшений делились в зависимости от назначения на будничные и празднично-обрядовые. В повседневной жизни обычно надевали небольшое количество простых и необременительных украшений: околоушные подвески или серьги, бусы, фибулы и поясные украшения. Полный набор украшений использовался в основном в праздничном костюме или в особо торжественных случаях.  Как то свадебный обряд, где они должны были подчеркнуть исключительность события, придать облику празднующих особую эмоциональную выразительность.

  Количество  ювелирных изделий   подчеркивало красоту и состоятельность женщины. Украшения, особенно нагрудные при ходьбе звенели. Поэтому  про эрзянок и мокшанок говаривали: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».

-Эрзянские женские украшения отличались от мокшанских, - продолжаем мы беседу с Людмилой Демьяновной, - Они были разными   по форме, материалу и расцветке. Если в гардеробе  мокшанки преобладали   шейно-нагрудные подвески, оплечья из бисера,  стекляруса и всевозможные подвески к поясу, то у эрзянок было больше   набедренных украшений.

  Самым массовым украшением были браслеты. Их носили как женщины, так и мужчины. После ковки браслет тщательно шлифовали. Его концы и поверхность украшали насечным орнаментом, состоящим из зигзагообразных линий и точек. Некоторые шейные гривны перекручивали или обматывали тонкой бронзовой проволокой, после чего возникал узор витой веревки. С большим мастерством делали серповидные гривны. Эти украшения делались из цельной широкой пластинки, на которую иногда накидывали вторую. Поверхность украшали узором из прямых и зигзагообразных линий, а также рельефными насечками. А нагрудные бляхи украшали нарядным узором в виде прямых и косых линий. Этот узор и сама форма бляхи создавали образ летящей птицы. Кстати, изображение Иненармуня (Великой птицы) служило оберегом от злых духов

Художественная обработка украшений  свидетельствует о высоком уровне мастерства мордовских умельцев. По внешнему виду их можно подразделить на две группы: под цвет золота и под цвет серебра. В первом случае в сплаве преобладает медь, во втором – олово. Нередко украшения делали из сплава серебра с медью-билона, из золота с серебром-электра. Исследователи считают, что медь получала мордва из прикамского бассейна и с юга. Там, очевидно,  были мастерские работавшие на «обмен». Инструментами ювелирного дела были небольшие железные молоточки, наковальни, бородки, шарнирные ножницы, небольшие щипцы, полукруглые долотца, напильники, пилки и зубила. Археологические памятники культуры  I тысячелетия н.э. доказывают, что ювелирное искусство, как и прядение, ткачество, вышивка, бисерное шитье и лепка глины  было чисто женским делом. Только в начале II тысячелетия  кузничное и ювелирное дело полностью  переходит в руки мужчин. Почему же женщины занимались столь не легким ремеслом?

- Мужчины были воинами, они часто уходили в походы. Поэтому слабой половине приходилось брать на себя многое, - предполагает Левина, - Да и украшения носили женщины, значит, от них изначально шла и инициатива.

 По словам специалистов,  цветные металлы мордва получала из Прикамского бассейна и с юга путем обмена. Отдельные предметы попадали с Северного Кавказа, Прикамья, арабского Востока, и Древней Руси. А вот с Индии везли растение, из которого  потом  изготавливали кумбрят(бусы).

-Среди ювелирных украшений мордвы встречаются изделия с эмалью, с преобладающим красным цветом, - говорит ученая, - Считается, что эти изделия производились городскими ремесленниками и на территорию мордвы они попали в результате экономических контактов. Особое место среди украшений женского костюма занимают стеклянные бусы. Их расцветки и формы разнообразны. Но, по мнению специалистов, только красные бусы сделаны местными мастерами. Единичными и уникальными считаются редко встречающиеся бусы цилиндрической формы, янтарные и многоцветные полосатые бусы. Ювелирные украшения в большинстве своем сделаны местными мастерами. Об этом свидетельствуют мастерские и инструменты , обнаруженные при раскопках целого ряда городищ, например, Теньгушевского, Темниковского, Кошибеевского.

 Надо сказать, что мордовские мастера чувствовали орнаментальную природу украшений и их связь с костюмом и телом человека, что нашло отражение в масштабности и ритмическом строе изделий, в преобладании вертикальной симметрии, обусловленной строением человеческой фигуры.

-Жалко, что после 10 века количество ювелирных украшений резко уменьшилось, - с сожалением отмечает  ученая, -  да и орнамент рисунка очень упростился. Связано это скорее всего с проникновением на мордовские земли русских княжеских дружин и дружин Камской Булгарии. Нападавшие в первую очередь отбирали изделия из металла, так сначала исчезли многочисленные бронзовые украшения. Вследствие этого эрзяне и мокшане стали применять вышивку.  Тогда же, примерно в 11-13 веках, с нижнеокскими финнами, которые продвигались в мордовские земли,  стала приходить   другая мода. Например, от головных жгутов муромы возникло своеобразное украшение мордвы – пулокерь. Это, когда девичья коса обматывалась берестой, кожаными ремешками, а сверху еще и бронзовой проволокой. 

 Была и еще одна причина того, что ювелирные изделия, как и сам женский костюм стали исчезать из обихода. 

Убор женщины-мордовки  в купе со всеми ювелирными украшениями весил порой больше 20 килограмм. Хоть и  крепким был раньше женский пол, однако, случались трагедии.  Так в Большеберезниковском районе только, что вышедшая замуж девушка в жару одна работала в поле. Ее новое одеяние, которое отличается от девичьего большим объемом и весом, просто «запарило» молодую женщину. И она умерла, не посмев скинуть с себя хотя бы часть одежды. Так как это возбранялось обычаями.

  Теперь же редко в каком мордовском селе увидишь женщину в одежде, какую носили ее бабушки и прабабушки. Да даже если и встретишь, то вряд ли увидишь на ней те самые звенящие подвески, фибулы, браслеты с витиеватыми узорами и насечками.

От прародителей, пожалуй, только передалась тяга к красивому.

-И в наше время обожают мордовочки украшения,  любят и умеют нарядно приодеться, недаром все гости Мордовии отмечают  обаятельность наших девушек и женщин, - говорит Людмила Демьяновна, -   Коробит лишь одно – украшения на них больше китайского происхождения,  а куда лучше  было бы возродить свое национальное ювелирное искусство. К тому же свои изделия из металла не только бы украшали, но  и оберегали.                                                     

Светлана Пивкина.

 

 

 

 

 

 

 

Тов

Другие статьи

Мадагаскар - это не кинотеатр

Мадагаскар - это не  кинотеатр   Для многих жителей Мордовии Мадагаскар ассоциируется с кинотеатром в одном из Торговых центров Саранска или со знаменитым мультипликационным фильмом. А для Петера Моса, приехавшим из ...

Спорт – это, прежде всего, дисциплина и организованность

Ирина Станкина — российская спортсменка,  заслуженный мастер спорта России . Чемпионка Мира по лёгкой атлетике 1995 года (Гётеборг, Швеция)  —  спортивная ходьба   (10 км). Чемпионка Мира среди юниоров ...