Мордовиянь национальной радиось Мордовиянь национальнай радиось

Саранск:4°

вечером: 5° завтра: 10°



Каштом-ава, матушка

        Матушка-печка 

 

- Вай, вай,   да куда я без своей кормилицы, - бабка Авдотья   прислонившись к развалюхе-печке, которая занимала добрую половину дома, вытирала слезы. Ее «кормилицу» собирались ломать, сыновья для этого специально приехали из города.

Старая печь, словно слышала свою хозяйку  и казалась совсем неказистой.

КАШТОМ-АВА

 Она уже давно дымила и черные струйки сажи, сколько бы бабка Авдотья их не белила,   виднелись повсюду. А кирпичи, которые давным-давно обгорели,  крошкой сыпались и на печной пол, где готовилась пища, и в устье. А спать на ней давно уже было небезопасно: лежанка, сколько ее не обмазывали глиной, то и дело обваливалась и огненные языки выходили сквозь щели.

Дети вновь и вновь  приводили свои убеждающие доводы, мол, зачем эта громадина, только место занимает.

-Не сегодня, завтра дом спалишь из-за нее. В деревне и печки, и голландки все давным-давно по кирпичику разобрали и выкинули. Вчерашний день это. Газ уже пять лет как провели. Пироги вон соседка в духовке печет. Микроволновку тебе привезем. На тумбочке уместится.

Однако, бабка Авдотья, и  ей приходил на выручку ее упрямый мордовский характер, отступать не собиралась.

-Сравнивать ваши волны со своей печкой не хочу, - приводила она свои аргументы, - Каштом ава (мордовская богиня, покровительница печи) и та в печке живет. Куда потом она? В вашу микроволновку. Нет,  уж, нужна новая печь.

-Так ведь печников днем с огнем не найдешь. Не осталось их, - не сдавались  сыновья.

-А вы сами умные. Недаром университеты заканчивали. По книжкам и сложите заново. А то умру, брагу и то негде будет сварить.

Так и заставила Авдотья своих детей сначала разобрать  печь, которая прослужила не много, не мало - тридцать лет, а затем, перелистав кучу литературы, сыновья сложили новую.

С новой печкой все в доме, будто заиграло. Аура, как принято нынче говорить,  стала на удивление благоприятной.

 Более усовершенствованная комбинированная печь обложенная до половины плиткой, была поменьше прежней. Но тепло от нее шло такое же. Бабка Авдотья пекла подовый хлеб, пироги с калиной, готовила по старинному рецепту кулагу, сушила для браги свеклу.

-Никак нельзя без печки в деревне, - увещевала она теперь своих соседей, - Раньше человек от рожденья был связан с печкой. Как ребенок появлялся на свет, его тут же клали на лежанку,  отдавали под покровительство божеств дома и очага. Повитуха молилась, желала, чтобы жизнь новорожденного была долгой, как кирпичи, из которых сложена печь. Около нее просватанная девушка причитала в родном доме, прощаясь с отцом и матерью. А в доме жениха молодую  сразу подводили к печке, показывали ее домашним божествам. Помню до сих пор, как свекровь выговаривала: «Каштом ава, матушка! Молодую взяли, будет теперь перед тобой ходить, полюби ее!». Молодушке тоже  в свою очередь надо было кланяться печи и просить ее, чтобы она не марала, а любила  и слушалась новую хозяйку.

 

 Сакральная сила очага

 

-Роль печи была значительна во многих обрядах. Она была центром жилища, вокруг которого объединялась семья, - продолжаем мы беседу о сакральной роли домашнего очага с доктором исторических наук Галиной Корнишиной, - У печи проводился ритуал заключения брачного союза. Здесь свекровь «прикармливала» молодую, приговаривая: «Как печь из избы не выходит, так чтобы и ты не выходила».  Здесь же надевали невесте на голову убор замужней женщины. В некоторых селах его подавали через отверстие над печью, в которое выходил дым.

По словам исследователя, использовали печь и для борьбы с колдунами, ворами. Для уничтожения вора, который, по мнению хозяев, украл их вещь, сжигали в печи мышь. В качестве оберега от колдуна около нее ставили перевернутую кочергу. Во время свадьбы или родов обязательно закрывали трубу, через которую якобы могли проникнуть в дом черти, колдуны, души покойных в виде огненного змея.

-Связаны с печью и приемы народного целительства, - продолжает Галина Корнишина, - Если ребенок страдал бессонницей, кричал по ночам, то его обмывали водой на шестке, при этом заслонка печи должна была быть открыта. Каштом аву просили избавить младенца от болезни. На шестке печи совершалось и лечение ребенка от сглаза. Для этого знахарка брала 3 лычка, примеряла их ребенку и часть их, равную длине младенца, отрубала на шестке. Если ребенок долго не ходил или рождался слабым, недоношенным, совершали обряд «припекания». Для этого тесто из муки нового урожая выливали на капустные листья и ставили в печь. Иногда и самого ребенка сажали на хлебную лопату и совали в теплую печь. Таким образом, стремились уничтожить болезнь. К божеству печи обращались и бездетные женщины: «Тол атяня, Тол аваня!(Бог огня, Богиня огня)пусть малыш родится на свет, защитите его, пусть легкими будут роды».

 Кроме того, с печью были связаны магические действия, направленные на охрану и укрепление хозяйства. Так чтобы сберечь скот, который отбивался от стада, совершали следующее: опрокидывали в нее чугуны, олицетворявшие железный забор. Сама печь выступала при этом в качестве каменного двора. А чтобы не пропадали лошади, перед ней вешали мешочек с лошадиными зубами.

-Печке, как и всему связанному с огнем, приписывали очистительные функции, - отмечает историк, - До сих пор у мордвы участники похоронной процессии по возвращении с кладбища заглядывают в печь, чтобы не бояться покойников. Раньше при этом, обращаясь к покровительнице печи, они просили ее: «Каштом ава, матушка, возьми со своим дымом печаль моего сердца».

  Как заметила исследователь, огромную роль играла печка и в обрядовой культуре других народов Поволжья. Так, она упоминается во многих русских сказках. Чувашские женщины клали на печь сурпан и деньги в дар хранителю дома и очага.

 По подсчётам ученых, возраст прототипа нашей печи определяется многими тысячелетиями. Ещё в каменном веке человек поместил огонь под глиняный свод. Печь обогревала жилище, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, одежду, грели воду, на ней спали. Наконец,  печь довольно успешно выполняла роль бани. Однако главным назначением печи всегда было и остаётся приготовление пищи. Кто хоть однажды испробовал хлеб, испечённый в русской печи, томленые щи или кашу, уже не забудет их превосходного вкуса и аромата. Недаром в современных городах вновь возвращаются к старинным кулинарным традициям, в которых основную роль играет матушка-печка.

 

 Светлана Пивкина.

 

 

 

Тов

Другие статьи

Спорт – это, прежде всего, дисциплина и организованность

Ирина Станкина — российская спортсменка,  заслуженный мастер спорта России . Чемпионка Мира по лёгкой атлетике 1995 года (Гётеборг, Швеция)  —  спортивная ходьба   (10 км). Чемпионка Мира среди юниоров ...

«Хотите узнать свою родословную? Добро пожаловать в архив!»

  Студенты-журналисты 3 курса МГУ им. Н.П.Огарева в рамках изучения дисциплины «История мордовской журналистики» посетили Центральный государственный архив Республики Мордовия. Об истории и многоплановой деятельности ...