Мордовиянь национальной радиось Мордовиянь национальнай радиось

Саранск:21°

вечером: 17° завтра: 25°



Од ие!

В основу праздника Од ие (Новый год) у эрзян и мокшан легли озксы и магические обряды, которые сопровождали зимний цикл сельскохозяйственного года. Он проникнет стремлением предугадать и обеспечить в наступающем году хороший урожай хлебов и других культур, приплод скота, благополучие в жизни людей.

С Новым годом у мордвы, как и с рождественскими праздниками, связаны гадания и жертвоприношения. Так, в некоторых местах, чтобы вымолить удачу в разведении скота, забивали корову, голову которой приносили в конюшню и просили божество двора - Кардазаву способствовать в разведении скота. В других селах на столе раскладывали 12 кучек соли по 12 месяцам. Затем крупинки соли рассматривали на влажность и предсказывали погоду по месяцам.

В некоторых селах Новый год представляли в образе «матушки». Обращаясь к ней, здесь говорили: «Новый год, матушка, мы молимся Новому году. Смотри, здесь бар-бар пироги! Мы молимся за овец, пусть размножается скот, пусть двор будет полон! Дай работающим здоровья!» Затем пироги съедали, а остатки отдавали овцам. Кстати, междометие «бар-бар» означает блеяние овец.

В других местностях в канун Нового года варили кур, гусей, поросят, яйца, пироги, кашу. В новогодний вечер к приготовленной еде не прикасались, а в новогоднюю ночь со всей этой снедью отправлялись к воде, к реке или какому-либо другому водоему и раскладывали ее на скатерти. Стоя на коленях, молились: «Нишкепаз, Покшпаз, Верепаз! Пусть растет урожай, пусть полнее наливается колос. Береги урожай от бурь, сильного дождя, дай ему хороший рост, пусть скот и птица плодятся, дай здоровья!» Одна из пожилых женщин поднимала хлеб и, положив его снова на место, обращалась к предкам: «Покойные предки, ваши тела лежат в плодородной земле, ваши души находятся перед Верепазом, просите у него хорошего урожая и всего доброго!» Затем она еще раз поднимала хлеб и благодарила верховные божества за все доброе в прошлом году. После чего женщины целовали хлеб и просили здоровья.

А в это время молодые люди,надев наизнанку шубы и шапки, с мочалкой в руках ходили из дома в дом и собирали сдобные орешки.  Угостив их, хозяйки требовали, чтобы они помолились за хороший урожай в Новом году и за приплод скота. Тех хозяев, кто озорную молодежь не угощал, стегали мочалкой.

В канун Нового года, как и на Рождество, мордва искала знаки предзнаменований, предпринимала попытки предугадать будущее. Так, 5, 7 или 9 человек (непременно нечетное число) отправлялись в полночь на перекресток дорог. Тут женщины снимали свои украшения: серьги, бусы, браслеты и надевали мужские шапки. Надвинув головной убор на лицо, ложились лицом к земле на заранее расстеленную солому. Один из участников церемонии, для защиты от нечистой силы, чертил кочергой вокруг лежащих окружность, в которую входил и сам. Прислушивались: если доносилась музыка, то в наступающем году следует ждать свадьбу, если слышался перестук молотильных цепей - то к хорошему урожаю, а если плач - то к смерти.

  С приходом христианства эрзяне и мокшане стали чертить мелом или вырезать ножом кресты на дверях и окнах домов, чтобы таким образом оградить себя от бродячих духов, привидений.

В Новый год совершались определенные церемонии, целью которых было вымолить удачу в разведении скота. Например, в Наровчатовском уезде мокшане вымаливали удачу в разведении свиней. Здесь к Новому году забивали свинью, голову, ноги, уши и хвост которой отделяли от туловища и варили, а затем относили в конюшню. При этом прося божества о богатстве и сытой жизни.

Был ещё один замечательный обычай, который сохраняется до сих пор в сельской глубинке: перед Новым годом нужно было затопить баню, приготовить березовый веник, отвар из трав, чтобы поддать в каменку ароматного пару. Люди шли в баню для того, чтобы смыть грехи, которые накопились за год.

Гулянья в мордовских селах длились неделями. Во время праздника надевались самые лучшие наряды, украшенные вышивкой, бусы из монет и бисера. Каждая хозяйка готовила богатый стол: множество пирогов, наваристую селянку, пельмени, варили брагу, пуре, позу, ставили на стол медовуху. Считалось, что если на праздник стол обильный, то и год будет удачным. На новогоднем праздничном столе эрзян и мокшан обязательным блюдом была свиная голова. Готовились другие кушанья из свинины, например, жарились молочные поросята.  Эта еда считалась ритуальной. Приготовления сопровождались песнями- «таунсями», напоминающими колядки.

А к детворе в эти сказочные зимние праздники в гости приходили Якшамо атя (Дед Мороз), Ловняське (Снегурочка) и Ловонь баба (Снежная баба).

Светлана ПИВКИНА

Тов

Другие статьи

Печать Мордовии в контексте событий 30-х годов

  Жизнь мордовского народа в 1930-е гг. ознаменовалась крупными успехами в экономическом и культурном развитии. В условиях строительства социализма выросли национальные кадры писателей, артистов, художников, скульпторов и композиторов. ...

Печать Мордовии накануне и в период Великой Отечественной войны

  ПИСАТЕЛИ МОРДОВИИ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ             В начале Великой Отечественной войны свыше одной тысячи писателей нашей страны ушли на фронт и ...