Мордовиянь национальной радиось Мордовиянь национальнай радиось

Саранск:-8°

вечером: -9° завтра: -5°



Од ие!

В основу праздника Од ие (Новый год) у эрзян и мокшан легли озксы и магические обряды, которые сопровождали зимний цикл сельскохозяйственного года. Он проникнет стремлением предугадать и обеспечить в наступающем году хороший урожай хлебов и других культур, приплод скота, благополучие в жизни людей.

С Новым годом у мордвы, как и с рождественскими праздниками, связаны гадания и жертвоприношения. Так, в некоторых местах, чтобы вымолить удачу в разведении скота, забивали корову, голову которой приносили в конюшню и просили божество двора - Кардазаву способствовать в разведении скота. В других селах на столе раскладывали 12 кучек соли по 12 месяцам. Затем крупинки соли рассматривали на влажность и предсказывали погоду по месяцам.

В некоторых селах Новый год представляли в образе «матушки». Обращаясь к ней, здесь говорили: «Новый год, матушка, мы молимся Новому году. Смотри, здесь бар-бар пироги! Мы молимся за овец, пусть размножается скот, пусть двор будет полон! Дай работающим здоровья!» Затем пироги съедали, а остатки отдавали овцам. Кстати, междометие «бар-бар» означает блеяние овец.

В других местностях в канун Нового года варили кур, гусей, поросят, яйца, пироги, кашу. В новогодний вечер к приготовленной еде не прикасались, а в новогоднюю ночь со всей этой снедью отправлялись к воде, к реке или какому-либо другому водоему и раскладывали ее на скатерти. Стоя на коленях, молились: «Нишкепаз, Покшпаз, Верепаз! Пусть растет урожай, пусть полнее наливается колос. Береги урожай от бурь, сильного дождя, дай ему хороший рост, пусть скот и птица плодятся, дай здоровья!» Одна из пожилых женщин поднимала хлеб и, положив его снова на место, обращалась к предкам: «Покойные предки, ваши тела лежат в плодородной земле, ваши души находятся перед Верепазом, просите у него хорошего урожая и всего доброго!» Затем она еще раз поднимала хлеб и благодарила верховные божества за все доброе в прошлом году. После чего женщины целовали хлеб и просили здоровья.

А в это время молодые люди,надев наизнанку шубы и шапки, с мочалкой в руках ходили из дома в дом и собирали сдобные орешки.  Угостив их, хозяйки требовали, чтобы они помолились за хороший урожай в Новом году и за приплод скота. Тех хозяев, кто озорную молодежь не угощал, стегали мочалкой.

В канун Нового года, как и на Рождество, мордва искала знаки предзнаменований, предпринимала попытки предугадать будущее. Так, 5, 7 или 9 человек (непременно нечетное число) отправлялись в полночь на перекресток дорог. Тут женщины снимали свои украшения: серьги, бусы, браслеты и надевали мужские шапки. Надвинув головной убор на лицо, ложились лицом к земле на заранее расстеленную солому. Один из участников церемонии, для защиты от нечистой силы, чертил кочергой вокруг лежащих окружность, в которую входил и сам. Прислушивались: если доносилась музыка, то в наступающем году следует ждать свадьбу, если слышался перестук молотильных цепей - то к хорошему урожаю, а если плач - то к смерти.

  С приходом христианства эрзяне и мокшане стали чертить мелом или вырезать ножом кресты на дверях и окнах домов, чтобы таким образом оградить себя от бродячих духов, привидений.

В Новый год совершались определенные церемонии, целью которых было вымолить удачу в разведении скота. Например, в Наровчатовском уезде мокшане вымаливали удачу в разведении свиней. Здесь к Новому году забивали свинью, голову, ноги, уши и хвост которой отделяли от туловища и варили, а затем относили в конюшню. При этом прося божества о богатстве и сытой жизни.

Был ещё один замечательный обычай, который сохраняется до сих пор в сельской глубинке: перед Новым годом нужно было затопить баню, приготовить березовый веник, отвар из трав, чтобы поддать в каменку ароматного пару. Люди шли в баню для того, чтобы смыть грехи, которые накопились за год.

Гулянья в мордовских селах длились неделями. Во время праздника надевались самые лучшие наряды, украшенные вышивкой, бусы из монет и бисера. Каждая хозяйка готовила богатый стол: множество пирогов, наваристую селянку, пельмени, варили брагу, пуре, позу, ставили на стол медовуху. Считалось, что если на праздник стол обильный, то и год будет удачным. На новогоднем праздничном столе эрзян и мокшан обязательным блюдом была свиная голова. Готовились другие кушанья из свинины, например, жарились молочные поросята.  Эта еда считалась ритуальной. Приготовления сопровождались песнями- «таунсями», напоминающими колядки.

А к детворе в эти сказочные зимние праздники в гости приходили Якшамо атя (Дед Мороз), Ловняське (Снегурочка) и Ловонь баба (Снежная баба).

Светлана ПИВКИНА

Тов

Другие статьи

Инжекс Ульяновскоев

Финнэнь-угрань раськетнень культурань Равчирень куншкакурось поладызе «Кой» этношколань проектэнть. Неть читнестэ Саранскойстэ покш делегация якась Ульяновск ёнксонь Сурское посёлкав. Вастовомась ютась райононь Культурань кудосо. Тей ...

Алипия из Мордовии

Книга Ларисы Некрашевич «На пажити Богоматери»  является одной из первых попыток рассказать православному читателю о великой киевской подвижнице, монахине Алипии, уроженке Мордовии, которая прожила в Киеве более 40 лет. ...