Мордовиянь национальной радиось Мордовиянь национальнай радиось

Саранск:-1°

вечером: -2° завтра: 2°



"Настоящий художник должен быть ремесленником"

 

Заслуженный работник культуры республики Мордовия, художник декоративно – прикладного искусства, член Союза художников, доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства Института национальной культуры (МГУ им. Н.П. Огарева), постоянный участник региональных, российских, международных художественных выставок – Левина Людмила Демьяновна – рассказала нам о работе в университете, об особенностях преподавания, о своем творческом пути.

 

-Людмила Демьяновна, у Вас за плечами большой опыт работы как с детьми младшего школьного возраста, так и со студентами. С кем, на Ваш взгляд, труднее заниматься?

- Каждый возраст обучаемого человека хорош по-своему. Большой педагогический стаж позволяет мне судить об этом. Я проработала в художественной школе № 2 города Саранска 27 лет, из них 17 лет завучем. С детьми очень интересно работать, они живые, непосредственные, любят тебя беспрекословной любовью, ты для них несомненный авторитет. Для детей младшего возраста ты вторая мать, которой они рассказывают свои беды, радости. Но есть проблема - когда учишь детей, опускаешься до их уровня: стараешься смотреть на мир детскими глазами и развиваешься в большей степени как преподаватель, нежели как художник. Когда несколько лет работаешь в одной возрастной группе, мастерство доходит до автоматизма.

 Работа в ВУЗе на творческой специальности чрезвычайно интересна, она отличается от работы в школе, имеет свои плюсы и свои сложности.  Здесь ты сталкиваешься с молодыми людьми, порой состоявшимися как личности, которые имеют личный, пусть не слишком большой жизненный опыт. Ты должен передать им свой профессионализм, знания и умения.  К каждому студенту нужен свой подход – на кого-то ты влияешь своим видением жизни и мнением, а с кем-то идешь параллельно, объясняя теорию и практику прикладного искусства, добавляешь в его копилку новые знания. Чему-то учишься у них, растешь вместе с ними. Воплощаешь в их творческих работах свои ненаписанные картины, невытканные гобелены. Проходит время, и студенты становятся единомышленниками, коллегами, а порой и друзьями. 

Перейдя работать в университет в 2003 году, я узнала много нового и интересного. Каждый год - новые люди, новые знания и впечатления. Были замечательные поездки, стажировки.  Работа в университете позволила повысить творческий потенциал: я стала членом Союза художников России, начала активно участвовать в выставках профессионального уровня.

- Вы состоите в должности доцента кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства. Как Вы к этому пришли?

-Я училась на историческом факультете, но и не предполагала, что судьба вновь сведет меня с университетом. Поскольку я человек мобильный, стремящийся к новым знаниям, постоянно езжу на выставки, интересуюсь современным искусством, то приглашение работать на факультете национальной культуры в 2003 году приняла с радостью.

 Данному решению помог счастливый случай. Во время работы в художественной школе давала открытый урок по истории искусств, тема которого была посвящена декоративно – прикладному искусству Мордовии. Принесла программу и план урока на рецензию доценту кафедры культурологии Надежде Юрьевне Лысовой.  Просмотрев представленные материалы, она посоветовала продолжить занятие теорией и пойти в аспирантуру. Знакомство с профессором Натальей Ивановной Ворониной, которая замечательно меня встретила, решило мою судьбу. На вновь открывшееся отделение «Декоративно-прикладное творчество» меня первую приняли в штат лаборантом, а затем, с началом учебного года, – преподавателем.  И сейчас университет уже внутри меня, пророс корнями, мне близок этот дух молодости, молодежной «движухи».

-Как давно Вы увлеклись декоративно - прикладным искусством?

- К декоративно - прикладному искусству меня тянуло с детства. С 5 лет я уже вышивала. Видимо, это гены моих мордовских бабушек и прабабушек. Они были знатными мастерицами, вышивали национальную одежду, ткали. Будучи студенткой Саранского художественного училища им. Ф. В. Сычкова, очень хотела поступать в институт им. И. Е. Репина на искусствоведческое отделение, но в силу ряда причин не получилось.

-А кто вдохновил Вас к этому виду искусства и повлиял на Ваш жизненный путь?

- В школьные годы на моем пути повстречалась Ольга Евгеньевна Колмогорцева - директор художественной школы №2 г. Саранска. Она окончила художественное училище им. Калинина в Москве, после чего работала на фабрике по изготовлению тканей.  Приехав в наш город, стала преподавать в школе.  Глядя на нее, я выбрала специальность «Текстиль». Когда я пришла работать преподавателем в родную школу в 1983 году, именно она предложила выполнить заказ для краеведческого музея в виде гобелена. Мы соткали два гобелена, которые сейчас хранятся в его фондах. С этого и началось мое профессиональное увлечение гобеленом.

Следующим человеком, оказавшим сильное влияние на мое творческое развитие, стала Наталья Ивановна Воронина. Я писала статьи и диссертацию под ее научным руководством. Это человек – титан, воспитавший огромное количество молодых ученых. Именно благодаря ей я обратилась к теории прикладного искусства.

          Знакомство в 2010 году с Сергеем Владимировичем Гавиным, заслуженным художником России, членом-корреспондентом Российской Академии художеств, известным гобеленщиком, профессором кафедры дизайна и текстиля художественно - промышленной академии им. Г. А. Строганова, оказало большое влияние не только на меня лично, но и на развитие нашей специальности в ВУЗе. Я познакомилась с ним на выставке выпускников академии. После чего мы пригласили его к нам в Саранск с мастер-классами. Он оказал нам большую методическую и практическую помощь. Опыт его творчества стал примером служения искусству для многих студентов и значительно улучшил качество образования.

Именно эти три человека стали для меня настоящими учителями по жизни, подняли мой научный и творческий уровень до преподавателя университета.

-Какие качества и навыки необходимы, чтобы стать художником?

- Профессионализм, потребность в новых знаниях и умениях, трудолюбие, последовательность. Художник должен быть высокообразованным, высоко дисциплинированным человеком, способным довести начатую работу до логического завершения. Ему необходимо быть открытым для людей. Настоящий художник должен быть хорошим ремесленником. 

          - Что бы Вы посоветовали начинающим мастерам?

- Заниматься самообразованием, учиться, учиться и учиться. Как говорится, 100% успеха – это 90% труда и 10% таланта. Каждый человек рождается талантом, но не каждый талант становится мастером своего дела, профессионалом. Не нужно попусту тратить свое мастерство на какие-то мелочи, зарывать его, необходимо постоянно развивать свой кругозор и навыки в творчестве.

-Как Вы считаете, творчество – это хобби или работа?

- Для кого-то это хобби, а для кого-то работа. Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Творчество – хобби для человека, имеющего профессию, не связанную с искусством.  А для художника - это жизнь, это и есть его главная работа.

-Чему Вы посвящаете свое свободное время?

- Люблю общаться с внуками, а также с друзьями. Люблю читать. Конечно же, много времени посвящаю творческим проектам. Также стараюсь путешествовать по мере возможностей, связывать поездки со своей профессиональной деятельностью. 

 Беседовала Алёна Лобанова

Тов

Другие статьи

Кирилл Казьмин побывал на Кубке мира по футболу в «Лужниках»

  Кубок мира по футболу начал большое путешествие по России и другим странам: до июня 2018 года главный футбольный символ в общей сложности посетит более 50 государств.   Тур Кубка начался на московском стадионе "Лужники", и ...

Вся жизнь, как подвиг трудовой

Супруги Ермичевы всю жизнь прожили в селе Напольная Тавла Кочкуровского района. При советском строе работали в колхозе «1 Мая». Колхозники выращивали хлеб, сдавали государству молоко, мясо.  Василия Дмитриевича, видного на вид и ...